ЗЕРКАЛКИ.RU
  • Главная
  • О блоге
  • Карта блога
Главная » Основы фотографии » Что такое диафрагма и как ее использовать?

Что такое диафрагма и как ее использовать?

Диафрагма - это один из фундаментальных элементов каждой фотографии и одна из важнейших настроек вашей зеркалки при съемке.


Диафрагма позволяет контролировать количество света, который попадает на сенсор вашей камеры. А также с ее помощью можно также управлять глубиной резкости на снимке, что является мощнейшим инструментом в арсенале фотографа.

В этом посте мы постараемся дать подробное объяснение понятию диафрагмы в зеркальном фотоаппарате, показать примеры ее использования.

cto_takoe_diafragma

Итак, что же такое диафрагма?

Говоря проще, диафрагма - это отверстие в объективе, через которое свет поступает на сенсор вашей камеры. Отверстие может увеличиваться или уменьшаться при помощи специального механизма в объективе - лепестков диафрагмы.

Диафрагма - один из трех элементов, которые формируют правильную или нужную фотографу экспозицию.  Именно удачное сочетание этих параметров: диафрагмы, выдержки и ISO является необходимым условием всякой качественной, профессиональной фотографии. Но одной техники как правило для фото-шедевра будет недостаточно. Важно понимать законы композиции и быть достаточно зорким и опытным фотохудожником, чтобы подметить интересные и значимые моменты в окружающем мире.

Роль диафрагмы - в регулировании количества света, который попадет на сенсор. За некоторым исключением(существуют объективы с фиксированной диафрагмой), большинство объективов имеют изменяемую диафрагму.

Почему может понадобится изменить количество света,поступающего на сенсор?

Рассмотрим два других параметра: выдержку и ISO. Выбор значения выдержки определяет количество времени, в течении которого свет будет поступать на сенсор.

От этого зависит то, как будет запечатлено движение на снимке. Высокие значения выдержки позволяют "остановить" движение, а малые значения - получить размытый фон и более выразительную и экспрессивную фотографию со смазанным движением.
Гарантированная остановка движения происходит как правило при значениях выдержки 1/125 и более. Меньшие значения выдержки для быстрых и стремительных движений дадут "смазанную" фотографию.

Если условия освещения и настройки ISO камеры - которые определяют чувствительность сенсора камеры к свету- останутся постоянными, есть только один способ убедится, что сенсор получает достаточно света: изменять значения (увеличивать или уменьшать) выдержки или диафрагмы.

В то время как выдержка становится быстрее(более короткая экспозиция), диафрагма должна быть шире(чтобы увеличить интенсивность света).

Если выдержка устанавливается медленная(создается длинная экспозиция), диафрагма должна быть меньше(чтобы сократить интенсивность и количество света). Весь секрет - в балансе этих двух элементов.

chto_takoe_diafragma_2

Большая или малая диафрагма - что это значит?

Эти термины отсылают нас к размеру диафрагмы или диаметру отверстия диафрагмы, которую необходимо использовать. Здесь есть одна загвоздка, которая очень мешает начинающим фотографам: чем меньше значение диафрагмы(1.8, 1.4, 1.2), тем больше в диаметре будет отверстие в объективе. Когда профессионалы говорят об использовании малых значений диафрагмы, на самом деле они имеют в виду большие отверстия в объективе, через которые проходит много света.

Управление экспозицией не единственная возможность работы с диафрагмой. Одним из самых мощных эффектов, создаваемых с помощью диафрагмы - это управление глубиной резкости.

Глубина резкости

Глубиной резкости можно считать зону, которая расширяется в обе стороны от точки фокуса. Предметы, попавшие в зону фокуса, выглядят четкими.

Сокращая глубину резкости, вы можете сделать небольшую часть пространства кадра в фокусе, а остальные объекты кадра сделать размытыми(создать знаменитый эффект "боке"). Это также дает возможность фотографу управлять вниманием зрителя и скрывать элементы, которые могли бы отвлекать зрителя.

Увеличивая глубину резкости мы наоборот вводим дополнительные объекты и планы в фотографию, изменяя сюжет фотографии.

Глубина резкости на фотографии зависит от нескольких факторов. Таких как расстояние до объекта и фокусного расстояния объектива. В терминах выдержки это сводится к следующему: чем большие значения диафрагмы вы используете, тем меньше будет глубина резкости, меньшие значения диафрагмы - глубина резкости будет больше.

Или по другому: увеличивая отверстие диафрагмы, мы создаем большее размытие(боке), уменьшая отверстие - меньшее боке и больше четких предметов.


Когда же нужно регулировать диафрагму?

Выбор диафрагмы - наиболее важный момент в процессе съемки.

К примеру, пейзажные фотографы обычно используют малые значения диафрагмы с широкоугольными объективами, чтобы придать их фотографиям максимальную глубины резкости.

Таким образом они достигают высокой детализации, когда все элементы, от цветов под их ногами до гор на горизонте выглядят очень резкими и четкими.

"Портретники" и фотографы дикой природы часто находятся на другом конце этой шкалы: используют длиннофокусные объективы и малые значения диафрагмы, чтобы заключить модель между размытым передним и задним планом.

Диафрагма играет все большую роль, по мере приближения к объекту. Чем ближе к объекту вы фокусируетесь, тем меньше глубины резкости будет на снимке.

Поэтому макро-фотографы предпочитают использовать точную фокусировку на очень малых значениях диафрагмы, когда глубина резкости может измеряться миллиметрами.

Следует ли использовать режим приоритета диафрагмы все время?

Когда контроль за глубиной резкости важен - то да, используйте режим A. Это режим авто-экспозиции, который позволяет вручную выбирать значение диафрагмы. При этом значение выдержки устанавливается автоматически на основе встроенного экспонометра.

И хотя полагаться на режим A в каждодневной съемке часто может быть вполне приемлемо, но необходимо четко понимать как работает связка диафрагма + выдержка.

К тому же профессионалы редко когда полагаются на автоматику. Экспонометр может выдать неверные данные, освещение будет сложным и хороший кадр будет безвозвратно потерян. Это недопустимо для профессионалов. Лучше пользоваться режимом M и пусть медленно, но верно учиться выставлять нужные параметры и формировать необходимый опыт и сноровку.

Существует ли оптимальная диафрагма, которую можно использовать?

Средние значения диафрагмы для вашего объектива(как правило от 8 до 11) - обеспечат хороший баланс между глубиной резкости и выдержкой.

И хотя объективы классифицируются по минимальному значению диафрагмы, не все объективы одинаковы.

Это причина, по которой объектив с фокусным расстоянием 50 мм и диафрагмой 1/8 стоит 150 долларов, а 50 1/2 будет стоить 1500. Это зависит от значения скорости объектива.

Когда фотографы говорят об объективе как медленном или быстром, они имеют ввиду не скорость работы системы автофокусировки. Речь идет о том, насколько малое значение диафрагмы можно выставить в объективе. Другими словами насколько велико отверстие(диафрагма), пропускающее свет в объективе.

Быстрые объективы имеют широкую диафрагму(малые значения 1/2, 1/4 и др.), которая позволяет получить больше света и работать с большими значениями выдержки. Позволяют останавливать быстрые движения практически при любых условиях освещения, включая искусственное.

Быстрые объективы часто используются спорт-фотографами и фотографами дикой природы.

Медленные объективы не собирают так много света и работают с меньшими выдержками. Это так называемые "китовские объективы", которые идут в комплекте с зеркалками для начинающих. Они имеют меньший вес и стоят существенно дешевле.

Может объектив 10-20 мм f 3.5 быть быстрее чем 600 мм f/4?

Конечно нет. Сравнивать по скорости можно лишь объективы с одинаковым фокусным расстоянием.

Хотя стоит отметить, что для своего фокусного расстояния в 600 мм, диафрагма 1/4 - это характеристика быстрого объектива. А объектив с минимальным значением f/3.5 на фокусным расстоянием 20 мм определенно медленный. Существуют объективы с фокусным расстоянием 20 мм с более "быстрым" значением диафрагмы f/2.8 и f/1.8.

Многие зум - объективы имеют плавающую диафрагму: максимальное значение диафрагмы изменяется по мере того, как вы используете зум.

100-400 мм f/4.5-5.6 объектив выставляет диафрагму f/4 при фокусном расстоянии 100 мм. Но значение диафрагмы измениться на f/5.6, если фокусное расстояние увеличить до 400 мм.

Или стандартный китовский объектив 18-55 3,5-5,6: при изменении фокусного расстояния объектива, будет меняться и значение диафрагмы.

Зум-объективы с плавающей диафрагмой гораздо медленнее и дешевле, чем зумы с постоянной диафрагмой.

Вывод: стремитесь к осмысленному использованию параметров камеры при съемке. Не пользуйтесь авто-режимами. Пусть это будет труднее, но привыкать изначально к работе с зеркалкой в ручном режиме. Ваш уровень и требования к фотографиям будут расти и вы рано или поздно все равно к этому придете - использовании только режима М на своей зеркалке. Понимание того, как пользоваться диафрагмой - одно из важнейших знаний и навыков фотографа. Успехов, терпения и хороших снимков!

Автор фото Ben Hall.


22.10.2017 hadson

Последние сообщения

  • Объектив-монстр Cannon 300 мм  f/1.8 существует!
    Объектив-монстр Cannon 300 мм f/1.8 существует!23.05.2017
  • Nikon D 7100 vs Olympus PEN E-P5: что выбрать продвинутому любителю?
    Nikon D 7100 vs Olympus PEN E-P5: что выбрать продвинутому любителю?29.07.2014
  • Сравнение Nikon Df и Fujifilm X-T1
    Сравнение Nikon Df и Fujifilm X-T120.06.2014

Популярные сообщения

  • Пейзажная фотография: можно заработать?
    Пейзажная фотография: можно заработать?07.12.2013
  • 7 ежедневных упражнений для начинающего фотографа
    7 ежедневных упражнений для начинающего фотографа06.05.2014
  • Снимайте в формате RAW!
    Снимайте в формате RAW!29.01.2013
← Черно-белая фотография. Направление и качество света
7 ежедневных упражнений для начинающего фотографа →

Рубрики

  • Макросъемка
  • Ночная фотосъемка
  • Обзоры зеркалок
  • Объективы
  • Основы фотографии
  • Панорамная фотография
  • Пейзажи
  • Сравнения зеркалок
  • Форматы

Метки

10 интересных режимов canon EOS 6D Canon EOS Rebel SL1 d600 D610 vs D600 d800 d7000 iso Nikon d7100 RAW X Nikon Df vs Fuji X-T1 Будапешт Как выбрать зеркалку беззеркальные камеры диафрагма звездный эффект как заработать на пейзажной фотографии капли на цветке макросъемка мегапиксели объективы Sigma панорама Лондона пейзаж пейзажная фотография пиксели размер фотографии разрешение фотографии рыбий глаз снимаем луну советы по композиции съемка движения телеобъектив точечный замер экспозиции упражения фотография с двойной экспозицией черно-белая фотография
Система Orphus
Лицензия Creative Commons 2012-2017 При копировании активная ссылка на zercalki.ru обязательна.