Черно-белая фотография. Направление и качество света

черно-белая фотография. направление и качество света

Aston of England

Понимание как ведет себя свет и какой эффект он может создать на снимке имеет огромное значение для черно-белой фотографии. Также очень важно понимать техническую сторону вопроса — как и какие данные ваша камера запишет на носитель. Здесь очень помогут знание теории экспозиции и техники съемки.

В серии наших статей о черно — белой фотографии мы попытаемся объяснить основные понятия и навыки, которыми должен обладать фотограф для того, чтобы преуспеть в искусстве черно-белых снимков.

Выбор направления источника света

Направление источника света оказывает огромное влияние на конечный результат. И хотя принципы и законы распространения света могут показаться несколько сложными, они действительно находятся во главе угла.

Если вы последуете устаревшему совету по выбору точки съемки, то оставите источник света позади себя.

Вы получите хорошо освещенный и проработанный объект съемки с отличной экспозицией и без ненужных теней. К сожалению фронтальный свет часто служит причиной очень скучных и плоских фотографий.

bashnya

Источник света расположенный за объектом съемки выглядит более выигрышно в умелых руках. На фотографии солнце расположено непосредственно за объектом съемки и автору выбрал направление против источника света.

Снимая против солнца вы можете получить очень выразительный силуэт или эффект рисующего света как в портретной фотографии. Но в данном случае вы рискуете получить некоторые сложности с выбором правильной экспозиции, а также можете получить несколько неуместных бликов от линз объектива.

Боковой свет отлично работает, когда Вам нужно показать текстуры: поверхность камня, дерева. Но он будет бесполезен для объектов с ровной и гладкой поверхностью.

Солнечный день — превосходное время для экспериментов по выбору направления источника света. Вы можете обойти объект съемки вокруг и попробовать поснимать с разных направлений относительно источника света. Уверен, вы сделаете для себя несколько интересных открытий и продвинетесь вперед в качестве и выразительности ваших снимков.

Выбор качества света

buket

Миллион слов написано о пресловутом «качестве» света. Параметр почти мистический, непостижимый феномен, который невозможно подсчитать, а можно лишь понимать на основе собственного опыта.

Качество света определяется прежде всего размером источника света. Это особенно отчетливо видно в портретной фотографии, например в старых голливудских снимках с очень сильным и жестким светом и резкими глубокими тенями.

Это то, что вы получаете используя обычную лампу накаливания или студийную вспышку в качестве источника света. В данном случае поверхность источника света имеет малую площадь или фактически источник света является точечным.

Мода меняется и на сегодняшний день более популярным является мягкий свет. Причиной тому цветная фотография. А яркий и резкий свет не очень хорошо работает в цвете.

Для цветных портретов, а особенно для женских цветных портретов свет должен быть мягким. Другими словами он должен быть большим: источник света должен иметь большую площадь.

Подобный свет часто получают используя зонтик. Вспышку отворачивают от модели и направляют в зонтик с серебряной или белой подкладкой.

Свет, отразившись от зонтика падает на объект, но свет уже стал значительно больше. Потому что поверхность источника света- внутренняя подкладка зонта имеет большую площадь, чем скажем вспышка.

Подобного эффекта можно достичь также используя софтбокс — вспышка располагается внутри ящика, одна из стенок которого прозрачна. Эта стенка и будет являться источником мягкого рассеянного света.

Отражение из софтбокса на глянцевую поверхность подчеркнет ее форму и гладкость.

Часто именно стремясь сделать свет больше, фотографы направляют вспышку в потолок, либо в стену или в специально установленный отражатель.

В итоге это может частично изменить направление света, но главное свет становится больше(отражается от большей площади) или мягче.

Но иногда свет настолько мягок, что не имеет ясного источника или четкой направленности.

Подобное освещение схоже со светом в пасмурный день. Его можно назвать «диффузионным».
В диффузионном освещение нет четких теней, нет глубины и оно имеет как правило мало визуального интереса.

В диффузионном свете можно снимать крупные планы или снимки, в которых как можно четче и резче нужно прописать все детали. Но получить интересные и выразительные снимки у вас вряд ли получится.